Профессиональные справочные системы для специалистов
06.05.2021
"Россети ФСК ЕЭС" начала строительство крупнейшей в мире высокотемпературной сверхпроводящей линии электропередачи

     Новый энерготранзит свяжет основные питающие подстанции Центрального и Адмиралтейского районов Санкт-Петербурга, где проживает более 400 тыс. человек. Проект не имеет аналогов в России и за рубежом по протяжённости - 2,5 км. Применение высокотемпературной сверхпроводящей кабельной линии постоянного тока (линии ВТСП) позволит передавать до 50 МВт мощности на среднем напряжении 20 кВ, свести к минимуму потери, повысить надёжность и качество электроснабжения потребителей.

     В основу легли разработки "НТЦ Россети ФСК ЕЭС", которые Минэнерго России включило в состав отраслевого национального проекта. Строительство линии ВТСП включает несколько этапов: на территории подстанций 330 кВ "Центральная" и 110 кВ "РП-9" будут возведены здания преобразовательных устройств, саму линию проложат открытым способом в траншее под землей, также предусмотрена бестраншейная прокладка методом направленного бурения скважин. Для соединения участков кабеля применят специальные муфты, для которых будут установлены герметичные монолитные колодцы с возможностью круглогодичного доступа персонала.

     Стоимость проекта, включая разработку пилотной линии ВТСП и испытания на собственном полигоне "НТЦ Россети ФСК ЕЭС", составляет 3,5 млрд рублей. Строительство будет завершено в 2023 году.

     Основное отличие линии ВТСП от существующих ЛЭП - применение сверхпроводникового материала, сопротивление которого исчезает при охлаждении ниже 77 К. За счёт этого потери энергии при транспортировке сводятся практически к нулю. В состав объекта входит двухконтурная система криогенного обеспечения протяжённостью 5 км. Это также уникальный показатель, поскольку нигде в мире пока не создана аналогичная система охлаждения.

     После опытной эксплуатации будет рассмотрена возможность масштабирования. Полученный опыт позволит в перспективе создавать линии ВТСП для передачи до 200-300 МВт, занимая при этом в разы меньшую территорию, чем аналогичные по пропускной способности ЛЭП.

     Основное преимущество заключается в том, что в условиях плотной городской и исторической застройки появляется возможность передать большую мощность, не нарушая ландшафт. Плотность передачи мощности у ВТСП гораздо выше, чем у существующих технических решений, в связи с чем данная концепция актуальна именно для плотной застройки мегаполисов. Также технология может быть эффективна при строительстве кольцевых схем и энергомостов, для передачи энергии ГЭС и АЭС.

     Источник:
     http://www.fsk-ees.ru