Профессиональные справочные системы для специалистов
04.12.2020
"Атомэнергосбыт" предлагает переложить 70% сбытовой надбавки на весь энергорынок

     "Атомэнергосбыт" (подконтролен "Росатому") хочет переложить основную часть надбавки гарантирующих поставщиков, которую оплачивает население и малый и средний бизнес, на весь рынок. Для этого предлагается создать новую надбавку для промышленности, чтобы "распределить социальную нагрузку и расходы на установку умных счетчиков". По оценкам аналитиков, платеж энергорынка может вырасти на 120 млрд руб. в год, конечная цена на электроэнергию - на 2%. Регуляторы и сбытовые компании считают инициативу спорной.
     
     "Атомэнергосбыт" предлагает переложить часть сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков (ГП, основной поставщик региона) на всех потребителей энергорынка - клиентов других энергосбытовых компаний и промышленность, закупающую электроэнергию самостоятельно. Идею 1 декабря озвучил гендиректор компании Петр Конюшенко на конференции "Энергетика: вызовы и перспективы нового времени". На энергорынок предлагается переложить до 70% надбавки ГП, пояснил "Ъ" господин Конюшенко, но точный объем будет зависеть от структуры регионального баланса, объема потребления населением в регионах.
     
     По закону ГП обязан поставлять электроэнергию всем, кто к нему обратится, - частным и бюджетным организациям, а также населению. В 2019 году общая выручка сектора составила 2,36 трлн руб., размер сбытовой надбавки (регулируемой маржи) в среднем достигает 4,5-5% от конечной цены. "Атомэнергосбыт" выполняет функции ГП в Курской, Мурманской, Смоленской и Тверской областях. Клиенты компании - 50 тыс. юридических лиц и 2 млн домохозяйств, выручка за 2019 год - 61,25 млрд руб.
     
     Как поясняет господин Конюшенко, ГП выполняют множество социальных функций - содержание центров обслуживания населения, поддержание резерва долгов неотключаемых потребителей, с недавних пор и обязательства по установке интеллектуальных электросчетчиков в жилых домах.
     
     Эти затраты, по его мнению, нужно выделить в отдельный платеж на рынке - инфраструктурную надбавку.
     
     "Это справедливо с точки зрения социальной ответственности крупного бизнеса и независимых энергосбытов", - говорит он, добавляя, что мера позволит снизить надбавку для клиентов ГП. Компания пока не отправляла концепцию регуляторам.
     
     Глава Ассоциации ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая сообщила "Ъ", что в ассоциации продолжается дискуссия по этому вопросу. "Причина появления идеи понятна - ГП вынужден обслуживать любых потребителей, он выполняет определенную инфраструктурную функцию. Но необходимо аккуратно разделять такие вопросы с возможностями обеспечения конкуренции ГП за потребителей с другими сбытами", - считает она.
     

     Но идея не нравится промышленности. "Предложение навязать оплату за услугу, которая на деле не оказывается, довольно экстравагантное, плохо согласуется с Гражданским кодексом и антимонопольным законодательством", - заявили "Ъ" в "Сообществе потребителей энергии".
     
     В "Совете рынка" (регулятор энергорынков) еще не ознакомились с деталями предложения. Вместе с тем там отмечают, что инициатива может привести к появлению нового вида перекрестного субсидирования, при этом не повысит эффективность ГП и будет способствовать снижению конкуренции на розничном энергорынке.
     
     По оценке Владимира Скляра из "ВТБ Капитала", инициатива приведет к росту нагрузки на остальных участников энергорынка до 120 млрд руб. ежегодно, увеличение конечной цены на электроэнергию (включая сетевой тариф) - до 2%.
     
     "Учитывая достаточно скромные инвестиционные потребности сбытов и операционные затраты, ограниченные фондом оплаты труда и работой с дебиторской задолженностью, уход потребителей от ГП должен сопровождаться и пропорциональным снижением затрат, а общерыночная надбавка только создает неконкурентные тепличные условия для ГП", - полагает аналитик. Правильнее, по его мнению, было бы вернуться к идее проведения аукционов для получения статуса ГП, чтобы снижать сбытовую надбавку через конкуренцию сбытовых компаний.
     
     
     Источник:
     http://www.kommersant.ru