Версия для Ipad
Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикцииСоглашение с МинстроемКомитет СПб ТПП по техническому регулированию, стандартизации и качествуРеформа технического регулированияСтуденту и преподавателюБанк документов
Новый техрегламент ТС в строительстве. Ситуация

РЕГЛАМЕНТ НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ

На страницах нашего издания мы продолжаем рассказывать об утверждаемых регламентах Таможенного союза, подготовленных в соответствии с Графиком разработки первоочередных технических регламентов (решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 года № 492). Сегодня на очереди — технический регламент «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Именно от этого документа зависит, будет ли строительство на территории Таможенного союза «карточным».

Напомним, что 2012 год — это год начала процесса введения в действие технических регламентов Таможенного союза на всем едином экономическом пространстве.

Документы обсуждены и приняты, таможенные барьеры между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан устранены. Единое экономическое пространство предполагает идентичность требований безопасности к продукции, выпускаемой в каждой стране Таможенного Союза, одинаковые процедуры подтверждения (оценки) соответствия, взаимное признание компетентности органов по сертификации продукции и испытательных лабораторий.

Во исполнение поставленных задач на настоящий момент уже принято больше двух десятков технических регламентов, одни из которых уже вступили в силу, другие вступят в ближайшее время. Непоследовательное введение документов в действие связано с необходимостью провести переходный период, обусловленный наделением полномочиями органов по сертификации, переподготовкой экспертов, дооснащением испытательных лабораторий.

В основе документа

Одним из ключевых проектов, рассматриваемых Комиссией ТС в первую очередь, был технический регламент «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». В области применения он охватывает продукцию строительства: здания и сооружения всех отраслей экономики (с учетом требований к процессам); продукцию промышленности строительных материалов и стройиндустрии: строительные материалы и изделия.

Данный документ должен стать основополагающим для иных технических регламентов Таможенного союза в области строительства. В этом направлении, в первую очередь, планируются к разработке регламенты на автомобильные дороги, сооружения инфраструктуры железнодорожного транспорта и т.д, обеспечение безопасности которых должно осуществляться как на общих принципах, так и исходя из их специфических особенностей.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» полностью соответствует целям Соглашения Таможенного союза по ускорению интеграционных процессов. Этот нормативно-правовой акт создает удобные условия для совершенствования единой для государств-членов ТС нормативной базы проектирования и строительства и позволяет более широко использовать национальные наработки и прогрессивные проекты.

Основными целями его разработки и принятия являются защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни и здоровья людей, животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечение энергоэффективности зданий и сооружений.

В основе технического регламента лежит европейский документ — Регламент (ЕС) № 305/2011 Европейского Парламента и Совета от 9 марта 2011 года «Об установлении гармонизированных условий для обращения на рынке применяемой в строительстве продукции и отмене Директивы Совета 89/06/ЕЕС». Воспользовавшись успешным опытом нормотворчества в Европейском союзе, разработчики технического регламента ТС указали в области применения данного документа здания и сооружения. В то время как европейский регламент формально на здания и сооружения не распространяется, хотя и содержит технические требования к ним в самом общем виде.

Как и любой технический регламент Таможенного союза, в соответствии со сложившимися принципами разработки подобного рода документов, ТР ТС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» включает в себя только общие требования к объектам регулирования, непосредственные же требования содержатся в нормативных актах, номенклатура которых описана в отдельном Перечне — приложении к регламенту.

Соответствующий Перечень принимается вместе с техническим регламентом и предполагает определенные альтернативы. Так, например, для соблюдения требований документа возможно применение межгосударственных строительных норм и в комплексе — межгосударственных сводов правил по проектированию и строительству, кроме того, возможно использование межгосударственных стандартов, принятых странами-участницами СНГ.

К тому же возможно применение национальных документов государств, входящих в Таможенный союз, идентичных международным и (или) европейским стандартам, и зарубежных нормативных документов, прямое применение которых утверждено в Таможенном союзе. Все эти нормативно-правовые акты разрешены к применению в случаях отсутствия соответствующих межгосударственных строительных норм, при условии, что они обеспечивают достижение целей технических регламентов Таможенного союза и не противоречат их требованиям. Такая альтернатива предусмотрена Системой межгосударственных нормативных документов в строительстве, утвержденной Межправительственным советом по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ.

В рамках этой Системы межгосударственные строительные нормы носят обязательный характер и устанавливают требования к зданиям и сооружениям в форме конкретных задач по обеспечению безопасности в развитие общих требований регламента. В процессе разработки новых и пересмотра действующих межгосударственных нормативных документов их требования в большей степени должны учитывать зарубежный опыт для достижения гармонизации с соответствующими европейскими стандартами.

Межгосударственные своды и правила по проектированию и строительству применяются на добровольной основе. Такое применение является вполне достаточным условием соблюдения требований технического регламента к зданиям и сооружениям.

Пространство для маневра

Применение утвержденных межгосударственных стандартов — один из возможных вариантов работы. Техническое законодательство оставляет производителям поле для творчества. Автору определенного проекта никто не запретит выработать собственные проектные решения, а строительной организации — эти новые технологические решения применить. Естественно, что имеющиеся возможности должны быть подтверждены расчетами и результатами, полученными вследствие проведения исследований и экспериментов, на основании которых можно будет удостовериться в безопасности выбранных решений.

Такая система позволяет претворять в жизнь самые смелые проекты, оставаясь при этом уверенными в безопасности жизни и здоровья потребителей изготовленной продукции.

Формирование системы подтверждения соответствия техническому регламенту посредством реализации требований нормативных документов, указанных в соответствующем Перечне, целиком и полностью отвечает европейскому принципу «презумпции соответствия».

В национальных технических регламентах и документах зарубежных стран существует важное разграничение компетенции по формированию требований безопасности зданий и сооружений в разных сферах. Так, данные требования содержатся в пожарных, санитарных, непосредственно строительных и других нормах. Такое разграничение соблюдено и в техническом регламенте Таможенного союза, введенное с целью избежать противоречий между различными ведомствами, создающих неоправданные сложности при производстве.

Естественно, что в соответствующих нормах устанавливаются подробные требования, предъявляемые к безопасности зданий и сооружений, технический регламент же не лишен общих базовых требований, в том числе требований механической и пожарной безопасности; гигиены, защиты здоровья человека и охраны окружающей среды; безопасности от несчастных случаев и доступности пользования; экономии энергии и сокращения расхода тепла; рационального использования природных ресурсов.

Что касается строительных материалов и изделий, то их особенностью является промежуточный характер: они не являются конечной продукцией, а только составной частью другого вида продукции — объекта регулирования для этого же документа — зданий и сооружений.

Соответственно, главное требование, которое можно к ним применить — это требование их пригодности для применения в строительстве, чтобы при их использовании у производителя была возможность соблюдения требований безопасности к зданиям и сооружениям.

Исходя из этих особенностей объектов регулирования данного технического регламента, определены следующие правила процедуры оценки соответствия: для зданий и сооружений эти процедуры устанавливаются на национальном уровне в каждом государстве-участнике Таможенного союза, так как переместить здание или сооружение невозможно. А вот для строительных материалов и изделий должна быть предусмотрена и обеспечена возможность их беспрепятственного перемещения по всей территории единого экономического пространства, а значит процедуры оценки соответствия для них, разработанные в соответствии с европейскими принципами, носят межгосударственный характер.

В целях урегулирования процесса проведения этих процедур в регламенте предусмотрен государственный надзор, осуществляемый в каждой стране в соответствии с национальным законодательством, и форма декларирования для такой оценки. Оценка соответствия в форме декларирования в данном случае — правило, заимствованное из европейского Регламента (ЕС) № 305/ 2011. Однако по желанию изготовителя или поставщика обязательное подтверждение соответствия строительных материалов и изделий может осуществляться и в форме сертификации.

Оценка соответствия в строительстве

Если говорить о форме декларирования, то следует отметить, что в техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» используются типовые схемы декларирования Таможенного союза, в том числе схемы с использованием собственных доказательств и различных доказательств, полученных с участием третьей стороны. А для новой продукции, на которую нормативные документы еще не разработаны, декларирование осуществляется на основе технических свидетельств о ее пригодности для применения в строительстве.

Проведение процедуры подтверждения пригодности для применения в строительстве возможно исключительно для новых материалов и изделий, эксплуатация которых способна оказать влияние на безопасность.

Такая процедура не только обеспечивает безопасность потребителей, но и снижает уровень недоверия к новой продукции. Естественно, что вся продукция, прошедшая процедуры оценки соответствия и имеющая все разрешения для выхода на рынок, маркируется единым знаком обращения и попадает к потребителям.

В свою очередь, те строительные материалы и изделия, которые не подлежат обязательному подтверждению соответствия, могут выпускаться в обращение на рынок государств-членов Таможенного союза в соответствии с условиями договоров на их поставку.

Регламент в порядке

Проект технического регламента с января текущего года находится на внутригосударственном согласовании. В конце ноября 2011 года он был рассмотрен на XV заседании Координационного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер при Комиссии Таможенного союза, 9 декабря 2011 года — на совещании органов сторон по техническому регулированию.

По результатам этого рассмотрения документ был одобрен для направления на внутригосударственное согласование с условием, что принятие данного технического регламента Комиссией Таможенного союза возможно после внесения в Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года изменений, предусмотренных соответствующим проектом Протокола о внесении изменений в упомянутое Соглашение.

Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» так же, как и все остальные подобные документы, сопровождается перечнем стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований документа, а также стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений. Сюда же относятся правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований документа и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Технический регламент вступает в силу с 1 октября 2015 года. Документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государств-членов Таможенного союза или нормативн-правовыми актами ТС, выданные или принятые до дня вступления в силу технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 апреля 2017 года. Обращение продукции, выпущенной по ныне действующим документам, допускается в течение ее срока годности (срока службы).

Секретариат Комиссии Таможенного союза совместно с представителями государств-членов интеграционного объединения обязан подготовить проект Плана мероприятий, необходимых для реализации технического регламента и утвердить его у Комиссии в 3-месячный срок со дня вступления в силу документа. Перечень стандартов к техническому регламенту должен проходить процедуру актуализации раз в год в Секретариате Комиссии Таможенного союза. Ответственной стороной за мониторинг и обновление является Российская Федерация.

Актуализация строительных норм — вопрос, который специалисты обсуждают уже не первый год. Действующий в данный момент технический регламент Российской Федерации «О безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года пунктом 5 статьи 42 требует обновления строительных правил и норм: «Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее 1 июля 2012 года осуществляет актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом сводами правил и включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень национальных стандартов и сводов правил».

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что обновлять строительные правила и нормы нашей стране не привыкать. Не успели законодатели выполнить требования одного закона, как уже принят другой, аналогичный, который потребует похожей работы.

Татьяна СЕЛИВАНОВА